Как иркутская автокасса пришла в онлайн

В июне 2015 года к нам обратилась компания ООО «Процессинговый центр» с предложением поработать над сервисом покупки билетов на автобусы междугороднего следования.

В Иркутской области междугородний автобус очень популярен. Только по направлениям «Иркутск — Усть-Илимск» и «Братск — Иркутск» ежемесячно проезжает тридцать тысяч человек. Эта цифра сопоставима с объемом областных авиа- и ж/д-перевозок.

При этом билеты на самолет или поезд давно можно купить из дома, а вот на автобус — только в кассах, до которых не всегда бывает просто добраться.

Для нас, как для ИТ-компании, было очень важно исправить это досадное недоразумение, и мы с большим энтузиазмом взялись за работу.

Мы должны были разработать максимально простой в обращении сервис. Важно было сделать так, чтобы покупка билета не вызывала дискомфорта. Чтобы она происходила как будто сама собой, и это было не сложнее, чем купить билет привычным способом в окошке кассы. Или даже проще.

Проектирование и дизайн

Дмитрий Стрелов

дизайнер

Работа велась под руководством нашего арт-директора — Сергея Патрушова.

Мы хотели создать сервис, который упрощал бы такую привычную задачу, как поиск и покупка билетов. Еще перед стартом работы я понял, что мне предстоит сделать полноценный, сложный продукт. Как автомобиль или смартфон. Я создавал «Кассу», понимая, что это не простой сайт, а целый сервис, который станет помощником человека, облегчит его жизнь, пусть и на малую долю.

Мы разделили работу над продуктом на 5 этапов.

Решение и поиск ответов на дизайн-задачи — это процесс, состоящий из проб и ошибок, поэтому ни один из перечисленных ниже этапов мы не взяли штурмом в один наскок: каждый из них проходил несколько стадий, занимал дни и недели.

1 этап: Исследование задачи и определение основных сценариев взаимодействия пользователей с сервисом.

2 этап: Разработка визуальной концепции сервиса.

3 этап: Разработка и анализ интерактивного прототипа.

4 этап: Разработка дизайн макетов каждого из экранов сервиса.

5 этап: Тестирование запущенной версии сайта.

На каждом этапе мы работали до тех пор, пока не были уверены, что нашли решение, которое сделает сервис удобным и для пользователей, и для заказчика.

Коротко о том, как устроена «Касса 38»

Первое, что пользователю предлагается на сайте — это ввести желаемое направление и дату. После этого можно ознакомиться со всеми возможными вариантами на эту дату и выбрать: удобное время отправления, подходящий автобус (с телевизором или без, утепленный салон зимой или с кондиционером летом), выбрать место и оплатить проезд, не отходя от компьютера любой банковской картой. Можно купить сразу несколько билетов на всю компанию, а заодно и на обратный маршрут. Даже если у вас нет возможности распечатать билет, вам достаточно показать этот билет на экране телефона при посадке.

Программирование

Михаил Старков

программист

Моей основной задачей была интеграция сервиса с системой управления вокзалами Avibus по протоколу SOAP. Но постоянные запросы с сайта к системе могли сильно замедлить работу, что отразилось бы как на скорости работы сайта, так и на работе обычных касс. Поэтому мы решили синхронизировать рейсы и автобусы по расписанию и хранить в базе данных сайта, а количество свободных мест и цены запрашивать у системы, что позволило гибко управлять рейсами на сайте.

Данное решение позволило контролировать базу данных на сайте отдельно от общей базы 1С, в которой работает вся компания. Это сделало сервис более гибким для заказчика:

  • можно регулировать, кто из перевозчиков, с которыми работает компания, будет присутствовать на сайте, а кто нет.
  • можно задавать маршруты для каждого перевозчика.
  • можно регулировать продажу билетов на промежуточные станции или исключать её и продавать только от начальной до конечной.

И всё это на сайте, не затрагивая систему 1С.

В качестве системы управления содержимым сайта мы использовали решение 1С-Битрикс (мы любим и умеем делать хорошие штуки с битриксом, почитайте нашу предыдущую статью).

Запуск проекта и планы на будущее

Руслан Эйвазов

менеджер проекта

Мы запустили сервис чуть больше месяца назад и теперь постоянно следим за поведением пользователей на сайте через «Яндекс.Метрику». И как только накопится достаточно данных для того, чтобы делать выводы, займёмся адаптацией и улучшением сайта.

Также в планах реализовать дополнительные функции: карту маршрута с отмеченными на ней остановками, добавление фотографий автобусов, остановок и дополнительных сведений о них.

Мы верим, что нам не просто удалось завершить очередной проект, но и сделать что-то по-настоящему полезное. Не только для нашего непосредственного клиента, но и для всех жителей Иркутской области, кто пользуется данным междугородним транспортом.

Следующая запись

Как мы завели Telegram бота и подружили его с Битриксом

hover hover hover Ресурс 1 hover norm hover hover hover