12 декабря 2017 года

Редакционная политика

В октябре у нас появился редактор Фёдор Т, чтобы помогать рассказывать о жизни компании и её проектах. Довольно быстро мы поняли, что нам нужно систематизировать и привести к общему знаменателю коммуникацию с внешним миром, чтобы компания получила собственный голос, а сотрудники не допускали популярных ошибок в оформлении текста. Была подготовлена редакционная политика.

Редакционная политика — свод правил о том, как правильно писать и оформлять текст от лица группы компаний. Текст в широком смысле: в социальных сетях, на сайте, в переписке почтой и в презентациях.

Редакционная политика собрана в сервисе Google Документы, чтобы было проще её поддерживать

Раньше мы писали о себе редко и спонтанно. Происходило что-то очень важное и для рассказа об этом вынужденно находилось время. Или наоборот: у кого-то появилось свободное время и он садился, наконец-то, написать о том, до чего раньше никак не мог добраться. В обоих случаях появлялся пост в соцсетях, реже — ещё и статья на сайте.

Посты в соцсетях живут недолго, требования к ним не очень строгие, поэтому текст писался легко, быстро. Стиль получался очень близкий к разговорной речи, а это могло формировать неправильный образ о нас.

У авторов постов в блог компании и кейсов в портфолио бóльшая ответственность. К тому же для таких материалов нужно собирать иллюстрации, интервьюировать участников процесса. А потом всё правильно заверстать в админке, верно прописать метатеги для страницы, для иллюстраций. Это делать сложнее, поэтому такую работу выполняли реже. А когда делали, бывало, что терялся фокус и автор рассказывал про всё подряд, собирая лишнее, или наоборот, пропускал важное. Не было чеклиста публикации, чтобы свериться.

В обеих ситуациях проверялась, в лучшем случае, только грамотность.

Не хватало единства и в оформлении других материалов: презентации, визитки, электронные письма, комментарии в Фейсбуке в мелочах разнились.

Проблема со свободным временем у сотрудников для написания статей решилась появлением редактора, который может сам написать о чём нужно. Проблему унификации текстов, выполнения их в едином стиле должна решить редакционная политика.

Редполитика, правила публикации бывают у информационных агентств, сервисов, отдельных личностей. Есть даже у инстаграм-аккаунта магазина одежды. Максим Ильяхов собрал примеры редакционных политик на сайте с инструментами редактора и автора.

Редполитика ADICT Group базируется на своде правил русского языка, общих принципах типографики и систематизирует сложившуюся у нас практику относительно неустоявшихся вариантов употребления и оформления некоторых слов и конструкций.

Редакционная политика образовывает новых сотрудников, помогает делать текст простым для восприятия, ставит точку в холиварах: со строчной или с заглавной, кириллицей или латиницей, в кавычках или без.

Специально разработанный шаблон помогает авторам держать в голове цель статьи и правильно сделать подводку в соцсетях. Всё это упрощает публикацию: тому, кто будет анонсировать в соцсетях выход материала на сайте, не нужно читать статью, чтобы кратко её пересказать, собирать ссылки, хештеги, хвост меток для ссылки.

Шаблон состоит из двух частей. Чеклист публикации и примерная структура текста.

В начале служебная информация: ссылки на папку с фотографиями, на карточку в Трелло на доске с редакционным планом. На той же странице метатеги для сайта, напоминание подготовить подводку для поста в ВК и ФБ.

Памятка для подготовки статьи к публикации

Чтобы написать статью, автор копирует шаблон себе, заполняет там два обязательных поля: тема и цель. Кроме этого тезисно пишет, о чём будет говорить в каждом из пунктов структуры, какими иллюстрациями планирует оживить материал.

Подзаголовки — маячки, обозначающие ключевые точки маршрута, чтобы автор не унёсся, хохоча, на волнах потока мысли в безбрежные дали

Когда заявка заполнена, автор открывает доступ на комментирование редактору, и они вместе уточняют детали: проверяют цель, структуру, количество и содержание иллюстраций. Затем автор пишет, а редактор проверяет, чтобы статья соответствовала поставленной цели и редполитике.

Всё, что не подходит для достижения цели удаляется навсегда или же переносится в раздел «Чулан». Что-то останется там навсегда, что-то может вернуться в отредактированном виде в основной текст, а что-то может стать основой другой статьи.

В первой версии редполитика — текст на полторы страницы, в котором из заголовков был собран скелет будущего регламента. Подробно описывался только блок с употреблением названий группы компаний, правила установки хештегов в соцсетях и UTM-меток.

Постепенно правила разрастались.

Редактор почитал старые публикации, посты в соцсетях, переписку в общем чате Телеграма и собрал частые ошибки в оформлении текста, в неточном использовании слов или слабых конструкций.

Редполитика компании получилась обширной. Чтобы не увеличивать объём в ней чаще просто задекларировано как писать правильно, без объяснения почему так. Но для некоторых пунктов есть примеры, иллюстрирующие правильный, допустимый, и неправильный варианты.

В тексте много ссылок на статьи с подробным описанием того или иного случая употребления, и если автор хочет понять, почему решили писать вот так, хотя все вокруг пишут иначе, то сможет разобраться в этом вопросе.

Содержание редполитики обсудили в закрытом режиме с руководством, затем её представили для ознакомления всем сотрудникам. Вопросов и предложений было не так много. Но они ещё будут появляться.

Мы понимаем, что не сразу все публикации будут выходить у нас с желаемой периодичностью и какое-то время они будут получаться разными по стилю. Сперва они будут хотя бы оформлены по стандарту, это проще проконтролировать. Но со временем стиль выкристаллизуется, авторы его прочувствуют и кроме правильного с формальной точки зрения, текст будет получаться верным по духу.

Вы можете опираться на наши редакционную политику и шаблон статьи, чтобы собрать свои стандарты.

Следующая запись

Контекстная реклама к Новому году